27 грудня 2011 р.

Олень Златорогий

Передноворічний настрій нагадує про Лапландію, а чим знана вона, окрім Санти (чи то Йолупуккі) з оленями? А багато чим. Своїми казками, наприклад. Про чарівного Золоторогого оленя Мяндаша, що допомагав людям у їхньому тяжкому житті...
Колись читала книгу Чарнолусського "Легенда про оленя-людину" і, на жаль, маю лише уривки з неї. А виявляється ця книга достатньо рідкісна й досі мені її не вдалося знайти в інеті. Отож, відновлюю несправедливо забуте: ось один із міфів про Золоторогого оленя-Мяндаша у всій його суворій північній красі...

Великой Тьермес (Бог-громовик) гонит грозовые тучи. Голова его в небо уходит, десять кряжовых сосен — его рост. Зеленый шаст (косматый мох на деревьях) — его волосы, рвут их все ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук; он молниями бросает стрелы.
Собаки бегут впереди — каждая с оленя-быка.
Тьермес видит добычу и Тьермес смеется: и громы грохочут, и небо высоко уходит, высоко и падает вниз. Охотится Тьермес. Он бежит: где станет нога его — там просека ляжет, где другая опрется о землю — долиной станет земля. Там, где стопы его коснутся земли,— два лога ложится, в них реки медленно текут, а горы ручьями звенят.
Из-за Норвеги, из-за Лимандров далеких, где не нашей жизни начало, гонит Тьермес добычу. Она впереди, никогда не видима богу, близка ему для удара, вот-вот ударит молнией в сердце. То олень бежит Златорогий. Белый он — его шерсть серебристее снега. Черную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные — его дыханье, они несут его в полете, в его пути. Глаза его полузакрыты. Но не смотри в них человек — от силы их ты будешь слеп. Закрой свои уши, когда услышишь бег,— от той силы ты будешь глух. Горячего дыхания его коснешься ты — и будешь нем.
Знай: то Мяндаш-пырре...
Знай: когда великой Тьермес настигнет Мяндаш-пырре и первой стрелой ударит, весь камень гор раздастся и выбросит огонь, все реки потекут назад, иссякнет дождь, иссякнут все озера, море оскудеет. Но солнце будет.
Знай еще: когда великой Тьермес стрелой вопьется в черный лоб меж золотых рогов, огонь охватит землю, горы закипят водой, на месте этих гор поднимутся другие горы. Сгорят они, как бородатый мох на старых елях. Сгорят полуночные земли, и лед вскипит.
Когда на Мяндаш-пырре ринутся собаки и Тьермес вонзит свой нож в живое сердце, тогда конец: упадут с небес все звезды, потухнет старая луна, утонет солнце далеко. На земле же будет прах.

Олень Златорогий // Чарнолусский В. В.
Легенда об олене-человеке. - М., 1966. - C. 80-81

Немає коментарів:

Дописати коментар